Боевое использование гидросамолетов Nakajima A6M2-N в годы Второй мировой войны

Боевое использование гидросамолетов Nakajima A6M2-N в годы Второй мировой войны

Боевой дебют A6M2-N состоялся на Алеутских островах — в начале июля 1942 г. на о. Кыска доставили 6 таких гидропланов из состава кокутая «Токо». 11 июля они добились первой победы, сбив бомбардировщик В-17. В августе прибыло ещё 6 A6M2-N, выделенных вместе с ранее прибывшими машинами в 5-й кокутай (с 1 ноября 1942 г. — 452-й кокутай). Помимо борьбы с воздушным противником «Руфи» из этой части с января 1943 г. привлекались для налетов на американские объекты (в частности, аэродром на о. Амчитка). Ритм боевых действий на Алеутах подчинялся поставкам новых A6M2-N: после прибытия очередной партии интенсивность боевой работы возрастала, но, как правило, в течение нескольких дней «Руфи» выбивались вражескими истребителями, зенитками и корабельной артиллерией (при обстреле гидроаэродромов). После этого наступало вынужденное затишье в ожидании поставки новой партии самолетов. В обшей сложности на Алеутах японцы потеряли 43 боевых A6M2-N. В мае 1943 г. персонал 452-го кокутая эвакуировали в Японию, а с августа и почти до конца войны эта часть несла службу на Курильских островах.

Техническое обслуживание моторной установки Nakajima A6M2-N

Практически одновременно с Алеутами — в начале июля 1942 г. -началась боевая работа A6M2-N на Соломоновых островах. Первоначально туда направили 12 таких самолетов, вошедших в состав кокутая «Иокогама». В августе эти машины были уничтожены при попытке отражения высадки американцев на Гуадалканале. В дальнейшем гидроистребители, базируясь на о. Шортленд, принимали активное участие в боях на Гуадалканале. Они действовали в составе 14-го (позже 802-го) кокутая, работая как истребители и штурмовики. Уровень потерь был достаточно высок и требовал постоянного восполнения за счет поставок из метрополии — что не всегда было возможно. Поэтому количество «Руфей», одновременно действовавших с Шотрленда, не превышало полутора десятков. В середине марта 1943 г. 802-й кокутай, насчитывавший к тому времени 13 самолетов, был выведен на Маршалловы острова. Здесь его задействовали в системе противолодочной обороны — «Руфи» патрулировали с парой подвешенных 60-кг бомб.

С середины марта 1943 г. в Голландской Ост-Индии (на о. Амбон, а затем в Таберфане на островах Ару) действовал 934-й кокутай, в состав которого вошли 10 Накадзима A6M2-N. Главной его задачей было действие против вражеского судоходства в районе Северо-Западной Австралии. Основными воздушными противниками в этом регионе были австралийские самолеты — «Хадсоны» и «Бофайтеры», а также голландские Б-25 «Митчелл» и американские Б-24 «Либерейтор». Первый воздушный бой «Руфи» провели в этом регионе 25 апреля, на следующий день была одержана первая победа — сбит «Бофайтер». С начала мая база 934-го коку-тая начала систематически подвергаться налетам авиации союзников, что привело к возрастанию потерь среди гидросамолетов. В последующие месяцы пилоты A6M2-N смогли добиться некоторых успехов в борьбе с бомбардировщиками противника, но противостоять истребителям им было крайне трудно, особенно когда в середине августа в бой вступили австралийские «Спитфайры». 10 декабря 1943 г. база в Таберфане была разрушена землетрясением, и 934-й кокутай передислоцировали на западное побережье Новой Гвинеи. Здесь его перевооружили истребителями N1К1 (последние вылеты A6M2-N в составе этой части состоялись 12 января 1944 г.).

С октября 1943 г. несколько самолетов A6M2-N эксплуатировались в 902 кокутае (атолл Трук). Попытки применять их для перехвата американских самолетов-разведчиков оказались безуспешными, и впоследствии их использовали главным образом для противолодочного патрулирования. Также в качестве противолодочных применялись A6M2-N 453-го кокутая, дислоцированного в метрополии. Наибольшим успехом 453-го кокутая стало участие в потоплении американской ПЛ «Скэмп». 11 ноября 1944 г. один из пилотов обнаружил эту лодку, следовавшую в надводном положении, и сбросил две бомбы, разорвавшиеся в непосредственной близости от ПЛ. Хотя лодке удалось погрузиться, полученные повреждения привели к утечке топлива. Японские надводные корабли благодаря этому сумели выследить «Скэмп» и добили её глубинными бомбами.

На завершающем этапе Второй мировой войны несколько уцелевших A6M2-N служили в базовых кокутаях «Оцу», «Такума», и «Китава». Первый из них базировался на озере Бива к северу от Киото и обеспечивал прикрытие расположенной поблизости ВМБ Майдзуру. Последний боевой эпизод с участием «Руфей» из этой части отмечен 7 февраля 1945 г., когда их пилоты заявили об уничтожении над Токийским заливом двух «Хеллкэтов». Самолеты двух других кокутаев привлекались главным образом к патрулированию прибрежных вод. После поражения Японии один A6M2-N, невесть каким образом оказавшийся в Сингапуре, попал в руки англичан. Те передали его французам. Вместе с другими трофейными гидропланами «Руфь» с февраля 1946 г. эксплуатировалась в Индокитае в эскадрилье морской авиации 8S, дислоцировавшейся в Бьенхоа в окрестностях Сайгона. 19 сентября 1946 г. эта машина была разбита.

Созданный для обеспечения наступательных операций, гидроистребитель Накадзима A6M2-N весьма редко применялся по прямому предназначению. В большинстве случаев самолетам этого типа приходилось вести оборонительные бои, действуя на отдаленных ТВД с плохо оборудованных островных баз. Вражеская авиация практически всегда имела численное превосходство над немногочисленными отрядами гидроистребителей. К тому же противниками A6M2-N выступали колесные истребители берегового или палубного базирования, имевшие по определению более высокие характеристики, чем поплавковые гидросамолеты. Во второй половине войны на Тихом океане даже бомбардировщики развивали большую скорость, чем «Руфь».

Единственным козырем A6M2-N оставалась его феноменальная маневренность, позволявшая опытным пилотам противостоять при определенных обстоятельствах более скоростным самолетам. Убедились в этом и американцы на Локхидах «Лайтнингах» и Белл P-39 «Аэрокобрах», и австралийцы на «Бофайтерах». Но все же общее превосходство союзной авиации не позволило японским гидроистребителям добиться сколь-нибудь значительных успехов. Наиболее известный японский ас, летавший на таких поплавковых гидросамолетах A6M2-N, а затем на N1K1, старшина Эитоку Мацунага, записал на свой счет лишь восемь воздушных побед.

Источник - airaces.ru