Боевое использование поплавкового истребителя Каваниси N1K1

Боевое использование поплавкового истребителя Каваниси N1K1

Ввиду небольшого количества построенных машин, гидроистребители N1K1 «Кефу» нашли довольно ограниченное применение. По нескольку таких самолетов распределили среди дислоцированных в метрополии авиационных соединений, отвечающими за прикрытие военно-морских баз — кокутаев «Курэ», «Сасэбо», «Цукуба», «Титосе», «Гёнзан», «Йокосука» и «Оцу». Часть самолетов в составе 453,934 и 936-го кокутаев направили на юг – в Голландскую Ост-Индию, на Целебес и Борнео. По оценке командования, новые самолеты достигли «умеренных» успехов, не столько уничтожая противника, сколько сковывая его действия.

В середине 1944 г. к ставшим привычными для пилотов N1K1 патрульным полетам прибавились вылеты на перехват американских «Либерейторов» B-24 из 5-й воздушной армии, которые развернули бомбардировочные рейды на Целебес. В этих боях пилоты «Кефу» впервые применили противосамолетные бомбы «тип 3» («Санго Бакудан»), снаряженные фосфором.

В июне 1944-го в рамках реорганизации Императорского флота был создан 1-й Эскортный флот, в состав воздушных сил которого вошли два смешанных кокутая — 901-й и 951-й, — имевшие в своем составе, кроме гидросамолетов других типов, и истребители «Каваниси». Последним аккордом карьеры немногочисленных «Кефу» стали вылеты пилотов учебного кокутая «Оцу» с озера Бива на перехват Боингов «Сверхкрепостей» Б-29. О каких-либо успехах в этой области история умалчивает.

Наибольшую же известность «Кефу» принесли не боевые операции, а, так сказать, гуманитарная акция. В начале августа 1945 г. в Самаринда на Борнео оказались в окружении около 4500 японских военнослужащих. Свирепствовавшая эпидемия привела к болезни около 3000 из них, а необходимых медикаментов не было. В этой ситуации боцман Норитоси Наканиси вызвался доставить груз лекарств. Полет перегруженного и не вполне исправного (не работала радиостанция, были повреждены элероны) гидросамолета проходил на предельно малой высоте — союзники господствовали в воздухе. После дозаправки в Банджармасине боцман сделал последний рывок, совершив посадку на реке Махакам. Доставленные медикаменты спасли много жизней, а сам пилот заслужил благодарность адмирала Сибаты, возглавлявшего японские войска в этом районе.

К моменту капитуляции в списках морской авиации Японии числился 31 гидроистребитель «Кефу». Большинство из них было отправлено на слом, но четыре самолета вывезли для изучения в США.

Поплавковый гидросамолет Каваниши N1K1 был неплохим самолетом, но узкая специализация узкоспециализированным типом истребителя, попавшим в части тогда, когда потребность в нем отпала.

Источник - airaces.ru