Каваниси H8K

Каваниси H8K

Серийное производство летающей лодки Н6К ещё только начиналось, а в Управлении авиации Императорского флота уже задумывались об его замене. Появление у потенциальных противников новых четырехмоторных гидросамолетов — британского «Шорт» «Сандерленд» и американского «Сикорский» XPBS-1 (правда, последний так в серию и не попал) — поставило новую, более высокую планку летных характеристик для самолетов этого класса. Поэтому летом 1938 г. была подготовлена спецификация 13-Си, требовавшая создание тяжелой летающей лодки, превосходящей по своим параметрам лучшие зарубежные образцы. Основные параметры техзадания были следующими: взлетная масса — не свыше 25 т; максимальная скорость при нормальной взлетной массе (включая нормальную боевую нагрузку) -450 км/ч на высоте 5000 м; дальность полета при тех же условиях — 4000 км; максимальная боевая нагрузка — 2000 кг, предельная — 3600 кг; крейсерская скорость на высоте 5000 м — 300 км/ч; перегоночная (патрульная) дальность при нормальной взлетной массе — 6500 км, а при максимальной взлетной массе — 7500 км; экипаж — 9 человек.

Заказ на создание нового гидросамолета на безконкурсной основе получила фирма «Каваниси», а проектирование возглавил японский авиаинженер С. Кикухара. Под его руководством был разработан самолет, совершенно отличающийся от Н6К: высокоплан с высоким фюзеляжем, позволяющим поднять двигатели на безопасное расстояние над водой, и однокилевым оперением. Такая конструкция весьма напоминала «Сандерленд», что и не удивительно: «Каваниси» давно сотрудничала с британской фирмой «Шорт», последняя даже имела долю в капитале японской фирмы. В отличие от предыдущих японских конструкций, при проектировании Н8К большое внимание уделили обеспечению живучести: топливные баки снабдили системой наддува нейтральным газом, а часть из них протектировали, предусмотрев также возможность перекачки топлива из простреленных баков в неповрежденные. Рабочие места экипажа получили бронезащиту. Достаточно мощным было и оборонительное вооружение — три 20-мм пушки в носовой, верхней и хвостовой механизированных башнях, дополненные парой пулеметов в боковых блистерах. В качестве силовой установки выбрали 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Мицубиси» МК4А «Касей» 11 (мощностью в 1500 л.с).

Прототип Н8К1 вышел на испытания в начале января 1941 г. Во время скоростной рулежки и на взлете самолет показал себя крайне неустойчиво, а вскоре после поднятия носа фонтаны брызг стали заливать винты и поднимались выше крыла. Опытный Kawanishi Н8К1 тут же вернули на завод. Там изменили обводы нижней части фюзеляжа, после чего самолет тут же вернули на испытания. Хотя управляемость на воде оставалась хуже, чем у Н6К, однако по летным данным новый гидроплан существенно превосходил предшественника в воздухе. Для ускорения испытаний и доводки конструкции построили ещё четыре прототипа, отличавшихся удлиненной носовой частью фюзеляжа и оборудованных чуть более мощными и экономичными моторами МК.4В «Касей» 12 (1530 л.с); некоторые источники относят к прототипам лишь две из этих четырех машины, относя две другие к серийным самолетам.

В начале 1942 г. началось серийное производство. До 1945 г. на заводах фирмы «Каваниси» в Наруо и Конане построили (с учетом прототипов) 167 Н8К. В системе кодов союзников обозначался «Эмили» (Emily).

Источник - airaces.ru