Боевое использование гидросамолетов Каваниси H8K в годы Второй мировой войны

Боевое использование гидросамолетов Каваниси H8K в годы Второй мировой войны

Поставки Н8К.1 в строевые части начались в феврале 1942 г. Гидросамолеты этой модификации поступили в два кокутая — смешанный инструкторско-исследовательский «Йокосука» и строевой «Иокогама». Боевой дебют новых летающих лодок состоялся в ходе операции «К» — удару по Пёрл-Харбору, целью которого было уничтожение нефтехранилищ, не пострадавших во время рейда соединения адмирала Нагумо 7 декабря 1941 г. Два Н8К1 (каждый нес по 4 250-кг бомбы) со своей базы на о. Вотье (Маршалловы о-ва) перелетели на острова Фрегат-Шоалс, где дозаправились с подводных лодок, и в ночь на 5 марта 1942 г. появились над Пёрл-Харбором. Плохая погода над целью заставила японцев отбомбиться сквозь облака, что предопределило нулевую эффективность удара, после чего самолеты благополучно возвратились на Вотье. Вторая попытка провести эту операцию закончилась гибелью одного из самолетов, сбитого американскими истребителями при доразведке цели, а вскоре американский флот взял под свой контроль рифы Фрегат-Шоалс, сделав невозможным дальнейшие авианалеты на Гавайи.

Самолеты Н8К2 начали поступать в строевые части в конце 1942 г. В частности, их получил 801-й кокутай (так с ноября 1942 г. стали называть кокутай «Иокогама»), завершивший перевооружение к маю 1943 г. Эта часть дислоцировалась на Рабауле, а в конце мая 1943 г. её передислоцировали в Сиболгу (о. Суматра). Самолеты 801-го кокутая вели дальнюю морскую разведку, эпизодически привлекались для нанесения бомбовых ударов по целям в Западной Австралии. Самолеты этого типа использовались и для ударов по Коломбо, Тринкомали (на о. Цейлон), Калькутте. Все эти операции имели, скорее, пропагандистский, чем реальный военный эффект. Гораздо более важной была разведка, осуществляемая экипажами Н8К2 в ходе длительных полетов над Тихим и Индийским океанами.

В течение 1943 г. самолетами Н8К2 вооружили ещё две части (802-й и 851-й кокутай), также находившиеся на Рабауле и действовавшие в районе Соломоновых о-вов. Однако значительные потери, понесенные летающими лодками от американских истребителей, вынудили 1 апреля 1944 г. расформировать 802-й кокутай, а остатки 851-го в сентябре 1944 г. влились в 801-й кокутай. К тому времени последняя часть уже была выведена в Японию, на авиабазу Такума (о. Сикоку), где дислоцировалась с декабря 1943 г. Её первоочередной задачей теперь являлось противолодочное патрулирование. В том же месяце сформировали 901-й кокутай, эксплуатировавший наряду с другими гидросамолетами также и несколько Каваниси Н8К2. Используя базы на Формозе, Иводзиме, Сайпане, в континентальном Китае, Голландской Ост-Индии и на Филиппинах, эта часть занималась противолодочным охранением конвоев. Такой же состав и задачи имел и 951-й кокутай, сформированный в декабре 1944 г. На вооружении этих трех частей — 801, 901 и 951-го кокутаев — «Эмили» продержались вплоть до конца войны.

Помимо противолодочного патрулирования, на завершающем этапе войны важной задачей, решаемой гидросамолетами, стало снабжение отрезанных островных гарнизонов. Эту функцию, а также другие транспортные операции выполняли главным образом гидросамолеты H8K2-L из 1021-го кокутая. Эпизодически «Эмили» привлекались и для операций камикадзе — но не в качестве ударных, а как лидеры. Например, 11 марта 1945 г. три Н8К2 из 801-го кокутая осуществляли навигационное обеспечение налета 24 бомбардировщиков P1Y1 из специальной ударной части «Асуса» по американскому флоту у атолла Улити. Результаты удара оказались минимальными — лишь авианосец «Рэндольф» получил повреждения.

Цветное фото Каваниси H8K в музейной экспозиции.

Гидросамолет Каваниси Н8К, несмотря на относительно небольшое количество выпущенных машин, стал одним из важнейших средств дальней океанской разведки Императорского японского флота. А вот применение его в качестве ударного имело успех лишь при отсутствии у противника средств ПВО. Существенно превосходя своего предшественника — летающую лодку Kawanishi H6K — по скоростным данным и живучести, Н8К применялся главным образом в условиях господства в воздухе вражеской авиации, что и обусловило достаточно значительные потери.

Источник - airaces.ru