Боевое использование гидропланов Каваниси H6K

Боевое использование гидропланов Каваниси H6K

Первые Н6К1 были переданы в строевые части уже в феврале 1938 г. В том же году началось поступление машин Н6К2. Обе модификации использовались исключительно для освоения нового гидросамолета личным составом. По-настоящему боевой стала модификация Н6К4. В частности, уже в 1939 г. четыре такие летающие лодки отправились на т.н. «арктические испытания» — кампанию демонстрации силы против СССР, с которым тогда велись переговоры о статусе Охотского моря. Вскоре после этого дюжину гидросамолетов отправили в южную часть Тихого океана — на этот раз для «тропической подготовки». Здесь проводились полеты в открытом океане с дозаправкой от морских танкеров, большое внимание уделялось отработке ночных полетов. Отряд облетел почти все атоллы Маршалловых островов, сфотографировав попутно британские тихоокеанские владения.

По состоянию на 7 декабря 1941 г. японский флот располагал 66 гидросамолетами Н6К4. 24 из них дислоцировались на Формозе (Тайване), остальные — в метрополии (24 в Иокогаме, 15 в Сасэбо и три в Йокосуке). Первыми в бой вступили лодки из кокутая «Иокогама» — на второй день войны они бомбили острова Бейкера и Гавланд. Спустя неделю в бой вступили Н6К4 дислоцированного на Формозе кокутая «Токо» — они поддерживали японское вторжение на Филиппины.

В январе 1942 г. с «Мэвисами» столкнулись австралийцы. 4 января 11 Н6К4 бомбили аэродром австралийский ВВС Вуканау возле Рабаула. 23 января Н6К4 бомбили аэродром Намлеа на острове Буру в Голландской Ост-Индии. А 14 февраля кокутай «Иокогама» был передислоцирован в захваченный Рабаул, что позволило существенно расширить радиус действия его летающих лодок. Вообще же Рабаул стал одной из главных баз дальних разведчиков — 26 августа сюда перевели и кокутай «Токо», вскоре реорганизованный в 851-й кокутай.

В конце января 1942 г. активизировал свои действия американский флот — соединение TF.8 с авианосцем «Энтерпрайз» готовилось к удару по центральной части Маршалловых островов, в то время как TF. 17 (авианосец «Йорктаун») должно было атаковать три острова на юге — Джалуит, Макин и Милле. В ходе налета на Макин на воде были уничтожены два «Мэвиса». Таким образом, разведчики не смогли предупредить о приближении американского соединения и сами стали его жертвой. В тот же день Н6К4 из кокутая «Иокогама» дважды пытались атаковать американские корабли, но безуспешно. Один из «Мэвисов» был сбит «Уайлдкэтами» из эскадрильи VF-42, что стало первой воздушной победой авиагруппы «Йорктауна».

5 февраля «Мэвисы» снова потрепали нервы австралийцам — пять Н6К4 бомбили Порт-Морсби, не причинив, правда, существенных потерь. В дальнейшем гидросамолеты кокутая «Иокогама», дислоцированные в Рабауле, привлекались лишь к разведывательным полетам. По состоянию на начало мая 1942 г. кокутай располагал 16 «Мэвисами» (правда, 5 мая состав части уменьшился — один из Н6К4 был сбит палубным «Уайлдкэтом»).

Летающие лодки Н6К4 вели разведку перед сражением в Коралловом море. А накануне сражения за Мидуэй на острова Джалуит и Вотье перебросили вооруженный «Мэвисами» 14-й кокутай (в обшей сложности 24 гидросамолета — 18 на Джалуит и шесть на Вотье). Его летающие лодки должны были стать первыми гидросамолетами, перебазировавшимися на Мидуэй в случае захвата острова. Но, как известно, этим планам сбыться не было суждено.

Рутина разведывательной службы для кокутая «Иокогама» прервалась в конце июля 1942 г., когда его экипажи привлекли для «беспокоящих» налетов на Австралию, имевших целью подорвать у австралийцев «волю к сопротивлению». Трижды — 26, 28 и 29 июля — звенья «Мэ-висов» с баз на Соломоновых островах бомбили Таунсвилл, а в ночь на 31 июля был нанесен удар по местечку Моссман у Кэрнса. Эффективность налетов оказалась близкой к нулю — несколько зданий было повреждено, а единственным пострадавшим оказался раненый мальчик.

Налеты на Австралию стали последним ярким эпизодом в карьере Н6К. Со второй половины 1942 г. из разведывательных частей их постепенно вытесняли более совершенные четырехмоторные летающие лодки Н8К — например, переброшенный в конце августа в Рабаул 14-й кокутай перевооружили новой техникой уже к ноябрю. «Мэвисы» же переводились во внутренние районы, где привлекались к сопровождению конвоев. В частности, их эксплуатировал кокутай «Сасэбо», а 15 декабря 1943 г. специально для эскортной службы сформировали 901-й кокутай. Эта часть, имевшая смесь из «Мэвисов», более современных Каваниси Н8К и поплавковых гидросамолетов, прикрывала коммуникации между Формозой, Сайпаном, Филиппинами, Голландской Ост-Индией и Китаем. Но и во внутренних районах тихоходные Н6К все чаще становились жертвой — здесь их «доставали» американские PB4Y — четырехмоторные патрульные бомбардировщики, «оморяченные» «Либерейторы». В итоге уже в 1944 г. «Мэвисы» практически исчезли из разведывательных частей. А вот в качестве транспортников они использовались вплоть до окончания боевых действий. Гидросамолеты Каваниси H6K2-L и H6K4-L служили, в частности, в транспортном отряде кокутая «Йокосука», обслуживающего перевозки высокопоставленных флотских офицеров. Как уже отмечалось, «Мэвисы» эксплуатировались и гражданской авиакомпанией «Дай Ниппон Коку К.К.». Они летали на линиях, связывавших Японию с тихоокеанскими островами, Индокитаем и Сиамом.

После капитуляции Японии несколько Н6К, попавших в руки американцев, непродолжительное время ещё летали, используясь для вспомогательных целей. Минимум один «Мэвис» попал в руки индонезийских повстанцев и совершил несколько вылетов, пилотируемый японскими летчиками. К сожалению, сведения о дальнейшей судьбе этого гидросамолета отсутствуют.

Задуманный в начале 30-х гг., четырехмоторный гидросамолет Н6К к началу войны на Тихом океане оказался устаревшим. Его «ахиллесовой пятой» была уязвимость — огромные топливные баки не были протектированы, полностью отсутствовала бронезащита экипажа, а оборонное вооружение было откровенно слабым. Тем не менее «Мэвис» продержался в серийном производстве до конца 1942 г., а в частях (хоть и на второстепенных ролях) сохранялся до завершения боевых действий.

Источник - airaces.ru