Каваниси Е15К Сиюн

Каваниси Е15К Сиюн

В середине лета 1939 г. Управление авиации выдало фирме «Каваниси» заказ на разработку нового корабельного катапультного разведчика. Самолет, требования к которому определялись спецификацией 14-Си, предназначался для базирования на новых крейсерах типа «Ойодо». Каждый из этих кораблей должен был нести сразу шесть гидросамолетов, выполняя функцию лидера соединения подводных лодок. Перечень требований спецификации был крайне лаконичен: конструкторам следовало создать гидроплан, способный скрыться от армейских сухопутных истребителей, остальные параметры — на усмотрение фирмы.

Достижение таких высоких скоростных параметров потребовало от конструкторов применения в проекте под фирменным индексом К-10 целого ряда нетривиальных решений. Самолет выполнили по трех-поплавковой схеме с большим подфюзеляжным и двумя малыми подкрыльевыми поплавками. Последние имели оригинальную конструкцию: днище из дюрали и тканевую обшивку верхней части, армированную резиной, что позволяло «прижать» поплавок к крылу, а при выпуске поплавок надувался. Основной поплавок в экстренной ситуации можно было сбросить, что давало прирост в скорости еще на 90 км/ч. В таких случаях экстренного сброса основного поплавка, подкрыльевые поплавки при посадке на «брюхо» играли роль надувных баллонетов для обеспечения плавучести самолета. Приборная панель была оснащена необходимым набором инструментов, позволяющих летчику ориентироваться в пространстве и получать данные о скорости, направлении ветра, числе оборотов. На панели стандартно предусматривались даже авиационные часы. (Нельзя сказать достоверно — какой именно марки, ведь известные часы Casio, например, появились только после Второй мировой войны).

В аэродинамическом отношении К-10 был монопланом с низкорасположенным крылом. Конструкция планера — цельнометаллическая. В качестве силовой установки выбрали мощный 14-цилинровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» MK4D «Касей» 14 (1500 л.с). Впервые в практике японского самолетостроения на К-10 применили соосные воздушные винты. Оборонительное вооружение было минимальным — всего один пулемет винтовочного калибра. Главной защитой самолета должна была стать его скорость.

Прототип Е15К1 впервые поднялся в воздух буквально накануне нападения на Пёрл-Харбор — 5 декабря 1941 г. Выявившиеся в ходе первых полетов технические неприятности с управлением шагом соосных винтов и с механизмом уборки стабилизирующих поплавков задержали передачу машины на флотские испытания до октября 1942 г. Вскоре после этого самолет был поврежден, когда при посадке не удалось выпустить стабилизирующие поплавки. В конечном итоге на серийных машинах от их уборки отказались, зафиксировав в выпущенном положении при помощи подкосов.

Объем производства E15K1 оказался очень небольшим: завод Kawanishi в Наруо построил 15 машин, в т.ч. 6 прототипов и предсерийных самолетов и 9 серийных машин Shiun, последняя из которых была выпущена в феврале 1944 г. В системе кодов союзников обозначался «Норм».

Основная модификация гидросамолета Каваниси Е15

Е15К1 («скоростной разведывательный гидросамолет морской тип 2 «Сиюн» модель 11») -двигатель MK4D «Касей» 14 (1500 л.с; на нескольких первых экземплярах) или MK4S «Касей» 24 (1850 л.с; на большинстве машин). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «тип 92» на верхней установке. Возможна подвеска 2 60-кг бомб. Экипаж — 2 человека.

Летно-технические характеристики Kawanishi E15

Двигатель: Мицубиси MK4S «Касей» 24

мощность, л.с.: 1850

Размах крыла, м.: 14,0

Длина самолета, м.: 11,59

Высота самолета, м.: 4,95

Площадь крыла, кв. м.: 30,0

Масса, кг:

пустого самолета: 3165

нормальная взлетная: 4100

максимальная взлетная: 4900

Скорость, км/ч:

максимальная (с поплавками): 460

крейсерская: 290

Время набора высоты 6000 м., мин.: 10

Потолок, м.: 9830

Дальность полета, км.: 3320

Источник - airaces.ru