Норт Америкэн B-25 Митчелл

Норт Америкэн B-25 Митчелл

Двухмоторный средний бомбардировщик North American B-25 «Mitchell» был разработан под руководством X. Эванса. Машина прошла длинную эволюцию до момента принятия на вооружение, но уже в первом проекте — NA-40-1, разработанном в 1938 г. согласно спецификации 98-102 — просматриваются характерные черты будущего «Митчелла»: высокорасположенное крыло, двухкилевое оперение, шасси с носовой стойкой. Прототип с моторами R-1830-S6C3-G (1100 л.с.) был облетан 29 января 1939 г., но месяц спустя на машину установили более мощные двигатели R-2600-A71-3 (1600 л.с.). Модифицированный прототип получил обозначение NA-40B (NA-40-2).

Американский бомбардировщик Норт Америкэн Б-25 Митчелл

Испытания шли в целом успешно, но 11 апреля 1939 г. прототип разбился при вынужденной посадке. Несмотря на это, работы продолжались — новый проект NA-62 подготовили для участия в конкурсе по спецификации 39-460. В соответствии с ней новый самолет должен был иметь боевую нагрузку 1360 кг, максимальную скорость 483 км/ч и дальность полета 3220 км. От исходного NA-40B он отличался увеличенными размерами и некоторыми другими изменениями — в частности вместо тандемной кабины места пилотов расположили рядом.

В конкурсе проект NA-62 оказался одним из фаворитов — наряду с «моделью 179» фирмы «Мартин» (будущим В-26). Обе фирмы получили заказы на серийный выпуск самолетов — причем без постройки прототипов. Правда, изделие «Норт Америкэн» заказали в несколько меньшем количестве — 184 экземпляра против 201. Первый B-25 вышел на испытания 19 августа 1940 г. Общий объем серийного производства достиг 9884 самолета.

Технические характеристики самолетов Норт Америкэн Б-25А «Митчелл»:

Двигатели: Райт R-2600-9

мощность, л.с.: 1700

Размах крыла, м.: 20,6

Длина самолета, м.: 16,49

Высота самолета, м.: 4,80

Площадь крыла, кв. м.: 56,67

Масса, кг:

пустого самолета: 8104

нормальная взлетная: 12 290

Скорость максимальная, км/ч: 509

Потолок, м.: 8230

Дальность полета, км.: 2180

Основные модификации Норт Америкэн B-25 «Митчелл»:

North American B-25 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения R-2600-9 (1700 л.с). Стрелковое вооружение — 1 12,7-мм пулемет в хвостовой установке и 3 7,62-мм пулемета (в носовой, верхней и нижней установках). Масса бомбовой нагрузки — 1361 кг. Экипаж -5 чел. Построено 24 машины.

North American B-25А — введены протектированные топливные баки и бронезащита рабочих мест экипажа. Силовая установка, стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка соответствуют B-25А. Изготовлено 40 самолетов.

North American B-25В — введены верхняя и нижняя (выдвижная) стрелковые башни, каждая с 2 12,7-мм пулеметами. Хвостовая пулеметная установка отсутствует, в носовой сохранен 7,62-мм пулемет. С августа 1941 г. до января 1942 г. выпущено 120 машин. 23 самолета, переданных Великобритании, обозначались «Митчелл» Mk.I.

North American B-25С — двигатели R-2600-13 (1700 л.с). Стрелковое вооружение на первых сериях соответствовало B-25В, впоследствии вместо 7,62-мм пулемета в носовой установке монтировался 12,7-мм; кроме того, в носовой части устанавливался такой же неподвижный пулемет. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 2360 кг (при размещении части бомб на внешней подвеске). С декабря 1941 г. по май 1943 г. изготовлено 1619 самолетов. 50 машин, переданных морской авиации, обозначались PBJ-1C. Великобритания получила 167 самолетов, обозначавшихся «Митчелл» Mk.II.

North American B-25D — аналог B-25С, но выпускавшийся на заводе в Канзас-Сити, а не в Инглвуде. Стрелковое вооружение в ходе выпуска подверглось усилению, аналогичному B-25С, но при этом в носовой части устанавливался не 1 неподвижный 12,7-мм пулемет, а 2. С февраля 1942 г. по март 1944 г. выпущено 2200 единиц. 45 самолетов переоборудовано в фоторазведчики F-10. 152 машины, переданные морской авиации, обозначались PBJ-1D. Великобритания получила 371 самолет, обозначавшийся как «Митчелл» Mk.II.

North American B-25G — двигатели R-2600-13. Неостекленная носовая часть фюзеляжа. Стрелковое вооружение — 1 75-мм пушка М4 (боекомплект 21 снаряд) и 2 12,7-мм неподвижных пулемета в носовой части; по 2 12,7-мм пулемета в верхней и нижней башнях (в ходе выпуска нижнюю башню перестали устанавливать). Масса бомбовой нагрузки — 1360 кг. Построено 400 самолетов; кроме того, в этот вариант переоборудовано несколько десятков B-25С. Один самолет, переданный морской авиации, обозначался PBJ-1G.

North American B-25Н — дальнейшее развитие B-25G. Установлена более легкая 75-мм пушка Т13Е1. Пулеметное вооружение — 12-14 12,7-мм пулеметов, из них 6 (в ходе выпуска число увеличено до 8.) неподвижных в носовой части фюзеляжа, по 2 в верхней баше и хвостовой установке, по 1 в боковых окнах. Изготовлено 1000 самолетов. 248 машин, переданных морской авиации, обозначались PBJ-1H.

North American B-25J — развитие B-25Н в бомбардировочном варианте с остекленной носовой частью фюзеляжа. Стрелковое вооружение — 12-13 12,7-мм пулеметов (1 подвижный и 1-2 неподвижных в носовой части, 4 неподвижных по бокам носовой части, по 2 в верхней башне и хвостовой установке, по 1 в боковых окнах). Часть самолетов выпускалась с неостекленной носовой частью, где монтировались 8 12,7-мм пулеметов (таким образом, число пулеметов на самолете доводилось до 18-ти). Максимальная масса бомбовой нагрузки — 1816 кг. Некоторые машины приспособлены для подвески под крылом 8 127-мм НАР. С декабря 1943 г. до августа 1945 г. выпущено 4318 самолетов. 255 машин, переданных морской авиации, обозначались PBJ-1J. 316 машин передали Великобритании под обозначением «Митчелл» Mk.III, но часть из них в связи с окончанием войны так и осталась в США.

North American АТ-24 (с 1948 г. ТB-25) — учебный вариант. В 1943-1944 г. переоборудовано 60 B-25C/D/G/J, а в послевоенный период — ещё несколько сот B-25J.

Источник - airaces.ru