Боевое использование Норт Америкэн Б-25

Боевое использование Норт Америкэн Б-25

Поставки B-25 в строевые части начались в феврале 1941 г. К концу сентября удалось полностью перевооружить первую группу -17-ю БГ. С декабря 1941 г. её привлекли для патрулирования западного побережья США. С февраля 1942 г. она, вместе с перевооруженными к тому времени на B-25 13-й и 21-й группами, осуществляла противолодочное патрулирование восточного побережья.

Наиболее известной операцией с участием бомбардировщиков «Митчелл» стал рейд группы Дулиттла — налет 16 B-25В, взлетевших с палубы авианосца «Хорнет», на Токио, Кобе, Иокогаму и Нагою, предпринятый 18 апреля 1942 г. Самолеты успешно отбомбились по целям, после чего должны были идти на китайские аэродромы. Однако ни один самолет до аэродрома не дотянул: 4 разбились при вынужденных посадках, экипажи 11 самолетов покинули машины с парашютами над территорией Китая после выработки топлива, а одна машина благополучно села на советской территории. Хотя причиненный бомбардировкой ущерб был незначителен, налет имел огромное пропагандистское значение.

Бомбардировщик Норт Америкэн Б-25Г Митчелл в полете

В феврале 1942 г. началась переброска «Митчеллов» в Австралию. Первой сюда прибыла 90-я бомбардировочная АЭ. 10 её самолетов 12 апреля 1942 г. совершили налет на Филиппины, отбомбившись по нескольким объектам, занятым японцами. При этом использовался аэродром подскока Дель Монте на Минданао, ещё контролируемый американцами. Но главными целями для базировавшихся в Австралии «Митчеллов» 5-й ВА были объекты на Новой Гвинее и Новой Британии. К осени 1942 г. здесь действовало две группы B-25 — 22-я и 38-я, частично такими машинами вооружили 3-ю группу. Самолеты бомбили линии коммуникаций, опорные пункты, наносили удары по морским целям. В июне 1943 г. на Новую Гвинею прибыла 345-я БГ с новыми B-25D. Она участвовала в массированных налетах на вражеские аэродромы, а 5 сентября 1943 г. поддерживала первую воздушно-десантную операцию союзников на Тихоокеанском ТВД — высадку у Надзаба (Новая Гвинея). Впоследствии «Митчеллы» 5-й ВА участвовали в налетах на Рабаул, Кавиенг и другие опорные пункты противника. Помимо бомбардировщиков, широко применялись штурмовые самолеты — как полевые переделки, так и заводские модификации B-25G/H. В начале апреля 1944 г. «Митчеллы» вместе с бомбардировщиками других типов нанесли серию мощных ударов по аэродромам в западной части Новой Гвинеи, фактически парализовав действия японской авиации в этом районе. Для пушечных B-25 главными целями были японские корабли и суда. С начала сентября 1944 г. самолеты 345-й БГ совершали рейды на Филиппины. В дальнейшем самолеты этого типа сыграли важнейшую роль в нейтрализации японской авиации на Филиппинах, бомбили объекты на островах Голландской Ост-Индии, действовали на морских коммуникациях, связывающих Японию с Сингапуром и Борнео. В апреле-июне 1945 г. налетам «Митчеллов» подверглись цели в Индокитае и на Формозе, а с 29 июля 1945 г. — на о. Кюсю.

В Индии с января 1943 г. воевала вооруженная B-25 341-я БГ. Её главными целями стали железнодорожные коммуникации на территории Бирмы и прежде всего — мосты. После передислокации в Китай задачи группы расширились — теперь «Митчеллы» бомбили цели в Индокитае и районе Кантон-Гонконг. С февраля 1944 г. в Индии действовала и 12-я БГ, также вооруженная «Митчеллами». Такие же самолеты использовались смешанной американо-китайской 1-й БГ. Воевали B-25 и на севере Тихого океана — на Алеутских о-вах с декабря 1942 г. действовала 77-я БАЗ, а весной 1943 г. туда прибыли ещё 2 эскадрильи B-25. В центральной части Тихого океана, в составе 7-й ВА с декабря 1943 г. воевала 41-я БГ, начавшая боевые операции с о. Тарава. На Новой Георгии и Соломоновых о-вах вела боевые действия 42-я БГ, подчинявшаяся 13-й ВА. В центральной и южной частях Тихого океана воевали и вооруженные самолетами PBJ-1 бомбардировочные эскадрильи авиации КМП. К концу 1943 г. морская пехота располагала 8 такими эскадрильями, а впоследствии это количество удвоилось.

В Великобритании американские части, вооруженные Б-25, не применялись — здесь действовали группы Б-26. Для «Митчеллов» же был отведен Средиземноморский ТВД. С августа 1942 г. в Египте воевала вооруженная B-25 12-я БГ. Её эскадрильи, в частности, обеспечивали поддержку британских войск в сражении у Эль-Аламейна. В декабре 1942 — январе 1943 гг. самолеты 12-й БГ участвовали в нескольких налетах на о. Крит. С декабря 1942 г. в Алжире базировалась вооруженная «Митчеллами» 310-я БГ. В начале 1943 г. главными целями для обеих групп станут вражеские аэродромы — как в Северной Африке, так и на Сицилии. Налетам подвергались и морские конвои, курсирующие между Тунисом и Сицилией. В конце февраля — марте 1943 г. в Северную Африку прибыли ещё две группы B-25 — 340-я и 321-я. 7 мая 1943 г. 120 «Митчеллов» из всех четырех групп бомбили о. Пантеллерия, на следующий день был нанесен удар по Палермо. В последующие два месяца все группы B-25 привлекались к налетам на порты и аэродромы Сицилии, готовя высадку союзников (началась 10 июля 1943 г.). В начале августа 12-ю и 340-ю БГ перебазировали на Сицилию — теперь их самолеты бомбили объекты на Сардинии и в континентальной Италии. К концу сентября три группы «Митчеллов» уже базировались в континентальной Италии, и лишь 310-я БГ оставалась в Алжире. 321-я группа получила штурмовики B-25G. В середине октября 1943 г. группы, базировавшиеся в Италии, начали серию налетов на вражеские аэродромы в Греции. 310-я БГ в декабре перебазировалась на Корсику. Её главной задачей стали действия против линий коммуникаций в северной Италии, южной Франции и Австрии. Активное участие «Митчеллы» приняли в поддержке десантной операции у Анцио, начатой 22 января 1944 г. Здесь особенно полезными оказались пушечные самолеты из 321-й БГ. Важную роль сыграли «Митчеллы» в сражении у Монте-Касино. С середины марта 1944 г. главными задачами для B-25 стали удары по линиям коммуникации в северной Италии — операция «Стрэнгл». Благодаря этому удалось прервать доставку грузов немецким войскам в районе Рима, что в конечно итоге привело к освобождению города. С апреля все три группы B-25 (12-я БГ к тому времени была переведена в Индию) базировались на Корсике. Они бомбили цели в южной Франции, а с 15 августа 1944 г. поддерживали десантную операцию «Драгун». До апреля 1945 г. главной базой «Митчеллов» оставалась Корсика, затем их передислоцировали в Италию.

В первые послевоенные месяцы B-25 оказался самым массовым американским средним бомбардировщиком. Если сложные в эксплуатации В-26 практически сразу после окончания боевых действий списывались, то простые и надежные «Митчеллы» прослужили ещё долго — учебные ТB-25 эксплуатировались даже во второй половине 50-х гг.

С 1942 г. по сентябрь 1945 г. 862 самолета B-25 получил СССР. Первой строевой войсковой частью советских ВВС, приступившей к освоению бомбардировщика B-25 летом 1942 г. стал 37-й БАП. Вскоре к нему присоединились еще два полка: 16-й и 125-й. Из этих полков в июле 1942 г. сформировали 222-ю БАД, которая с 8 августа приняла участие в боевых действиях в составе 1-го БАК.

Учитывая летно-технические характеристики самолета и большие потери, которые несла дивизия при выполнении дневных боевых вылетов, командир дивизии полковник Ф. В. Титов предложил переподчинить дивизию АДД, что и произошло 22 сентября 1942 г. (с марта 1943 г. — 4-я гв. БАД). К лету 1943 г. благодаря новым поставкам B-25, приступили к созданию на базе 4-й гв. БАД ДД 4-го гвардейского БАК. В его состав вошли 15-я гв. БАД ДД, созданная в сентябре 1942 г. на основе 14-го ГБАП, и 747-й БАП ДД, который после переучивания с Ер-2 на B-25 получил наименование 22-й ГБАП ДД. В марте 1944 г. были образованы 335-й БАП ДД в составе 4-й дивизии и 337-й БАП ДД в составе 15-й дивизии. Кроме того, в составе 4-го ГБАК в августе 1944 г. сформировали отдельный 341-й дневной БАП, также вооруженный бомбардировщиками Б-25.

В конце 1942 г. и первой половине 1943 г. советские «Митчеллы» наносили удары по железнодорожным узлам на оккупированной территории — Витебску, Брянску, Орше, Бресту и др. В июне 1943 г. B-25 разбомбили немецкий аэродром в Сеще, в сентябре — бомбили позиции артиллерии под Ленинградом. Во второй половине войны они совершали дальние рейды на Варшаву, Бреслау, Кенигсберг, Берлин, выполняли и задачи фронтовой авиации. Более скоростные, маневренные и лучше вооруженные, чем Ил-4 и Ли-2, «Митчеллы» часто использовались для обеспечения удара основной массы бомбардировщиков: поиска и подсветки целей, подавления средств ПВО и блокировки аэродромов ночных истребителей. В послевоенное время Б-25 ещё долго эксплуатировался в бомбардировочных полках и был снят с вооружения советских ВВС в 1954 г.

В Королевских ВВС самолеты «Митчелл» Mk.I использовались только как учебные, а машинами «Митчелл» Mk.II вооружили четыре АЭ 2-й группы Бомбардировочного командования. Боевое крещение британских «Митчеллов» состоялось 22 января 1943 г., когда 6 самолетов из 98-й и 180-й АЭ бомбили нефтебазу в г. Гент. 3 машины были сбиты. После этого британцам понадобилось несколько месяцев для выработки рациональной тактики боевого применения «Митчеллов». Целесообразными признали действия в сомкнутом строю — подобно американским четырехмоторным бомбардировщикам — обеспечивающие максимальную защиту от вражеских истребителей. Боевые операции британские «Митчеллы» возобновили 13 мая 1943 г. С сентября на таких самолетах воевали две союзнические эскадрильи в составе Королевских ВВС — голландская 320-я и польская 305-я (342-я французская АЭ была перевооружена «Митчеллами» в апреле 1945 г.).

Источник - airaces.ru