Аичи Е16А Цуюн

Аичи Е16А Цуюн

Неразбериха и путаница, сопровождавшие создание корабельного разведчика Е13А1, повторилась и при разработке машины, призванной прийти ему на замену. В 1939 г., ещё до внедрения Е13А1 в производство, Управление авиации подготовило требования 14-Си к новой машине этого класса. Однако противоречия, заложенные в этом задании, не позволили даже получить предварительные предложения от авиастроительных фирм. В такой ситуации руководство «Аичи» в октябре 1940 г. приняло решение начать разработку проекта нового корабельного разведчика в инициативном порядке, дабы не утратить позиции на рынке, завоеванные с появлением Е13А1. Новая машина, получившая фирменный индекс АМ-22, создавалась под руководством К. Мацуо и Я. Одзавы. Эскизный проект, представленный в Управление авиации, был одобрен, и в январе 1941 г. появилось задание 16-Си, фактически «списанное» с АМ-22 (отредактированное в июле 1941 г.).

Самолет, получивший обозначение Е16А1, представлял собой повторение аэродинамической схемы предшественника — моноплан с низкорасположенным крылом и двухпоплавковым шасси. Конструкция планера цельнометаллическая, за исключением деревянных законцовок крыла. Экипаж уменьшили с трех до двух человек, а вот вооружение усилили, добавив к пулемету на верхней оборонительной установке ещё два в крыле (все калибра 7,7 мм). Интересной особенностью, нехарактерной для корабельных разведчиков, стало оборудование Е16А1 воздушными тормозами для бомбометания с пикирования, установленными на передних стойках поплавков. Более мощной стала и силовая установка — 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» МК.8А «Кинсей» 51 (1300 л.с). А вот геометрические размеры машины заметно уменьшили по сравнению с Е13А1.

Прототип Е16А1 вышел на испытания в мае 1942 г. Следом построили ещё две опытные машины, на которых увеличили размах крыла с 12,7 до 12,81 м и усилили вооружение, заменив крыльевые пулеметы 20-мм пушками, а верхний пулемет — крупнокалиберным. Также эти машины служили для отработки альтернативных вариантов воздушных тормозов, поскольку их первичная конфигурация вызывала бафтинг (в конечном итоге приняли обычные крыльевые перфорированные тормоза). В августе 1943 г. Е16А1 приняли на вооружение, а в январе 1944 г. начался серийный выпуск. Общий объем серийного производства составил 252 единицы, из них 193 выпустил завод «Аичи» в Эитоку (с января 1944 г. по май 1945 г.) и 59 — «Ниппон Хикоки» в Томиоке (с августа 1944 г. по август 1945 г.). В системе кодов союзников обозначался «Пол».

Основная модификация поплавкового гидросамолета

Е16А1 («морской тип 3 разведывательный гидросамолет «Цуюн» модель 11») — двигатель MK8D «Кинсей» 54 (1300 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки «тип 99-2» в крыле, 1 13,2-мм пулемет «тип 2» на верхней установке. Масса бомбовой нагрузки — 250 кг. Экипаж — 2 человека.

В конце войны велась разработка варианта Е16А2 («Цуюн» модель 12») с мотором МК8Р «Кинсей» 62 (1560 л.с), но он так и не вышел из стадии летных испытаний (по другим данным — вообще не был достроен).

Лётно-технические характеристики самолета Aichi E16A1

Двигатель: Мицубиси «Кинсей» 43

мощность, л.с.: 1080

Размах крыла, м.: 14,50

Длина самолета, м.: 11,31

Высота самолета, м.: 4,70

Площадь крыла, кв. м.: 36,0

Масса, кг:

пустого самолета: 2642

нормальная взлетная: 3640

максимальная взлетная: 4000

Скорость, км/ч:

Максимальная: 375

Крейсерская: 220

Время набора высоты 3000 м., мин.: 6,1

Практический потолок, м.: 8730

Дальность полета, км.: 2100

Особенности конструкции

Металлический трехлопастный воздушный винт изменяемого шага диаметром 3,3 метра;

14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МЛ8Е мощностью 1300 лошадиных сил;

Однореданный цельнометаллический поплавок крепится к центроплану с помощью N-образных стоек и подкосов;

Перфорированный тормозные щитки устанавливались на передних стойках, с помощью которых поплавки крепились к центроплану;

Фюзеляж и обшивка самолета — цельнометаллические;

Обшивка рулей направления и высоты – полотняная;

Консоль крыла – складывающаяся, с гидравлическим механизмом складывания;

Источник - airaces.ru