Боевое использование Накадзима B5N в годы Второй мировой войны

Боевое использование Накадзима B5N в годы Второй мировой войны

Но их боевой дебют состоялся не в роли торпедоносца, а в амплуа бомбардировщика берегового базирования. В середине 1940 г. 9 таких самолетов прибыло в состав воевавшего в Китае 12-го кокутая. 13 сентября они совершили первый боевой вылет, без потерь отбомбившись по Чункину. С марта 1941 г. B5N1 принимали участие в бомбардировках района Ченьду, но к сентябрю операции палубных самолетов в Китае были свернуты: Императорский флот собирал силы для удара по Пёрл-Харбору.

Морской торпедоносец Накалзима модификации B5N2

latitude-55.ru

techno-live.ru

По состоянию на 7 декабря 1941 г. авиация Императорского флота располагала в боевых частях 202 самолетами B5N — в подавляющем большинстве новой модификации Nakajima B5N2. 144 из них находилось на борту шести авианосцев, выделенных для удара по Пёрл-Харбору. В первой ударной волне взлетело 89 «Кейтов», 49 из них несли бомбы, а остальные 40 — торпеды. Воспользовавшись эффектом внезапности, уже в первые мгновения торпедоносцы с «Акаги» поразили линкор «Оклахома». Затем семь торпед угодило в «Вест Вирджинию», атакам подверглись линкоры «Теннеси», «Калифорния», «Невада», корабль-цель (бывший линкор) «Юта». Во второй ударной волне действовало 54 Накадзима B5N2 — все с бомбами. Их целями были не корабли, а береговые аэродромы. Итог атаки хорошо известен — в Пёрл-Харборе было потоплено 5 линкоров и 3 получили повреждения, а также ряд других кораблей.

18 самолетов B5N2, базировавшихся на авианосце «Рюдзё», принимали участие в атаке на Филиппины. Их активность была весьма незначительной — 7 декабря они дважды без особого успеха бомбили порт Минданао, а 12 декабря поддерживали высадку десанта в бухте Легаспи. 21 декабря «Кейты» с «Сорю» и «Хирю» бомбили о. Уэйк.

С января 1942 г. самолеты с «Акаги», «Kara», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» участвовали в операции по захвату Новой Британии и Новой Ирландии, налетах на Целебес и Новую Гвинею. 19 февраля 81 «Кейт» с «Акаги», «Kaгa», «Хирю» и «Сорю» приняли участие в ударе по Порт-Дарвину в Австралии. В отличие от Пёрл-Харбора, торпеды здесь не применялись — все B5N2 действовали как горизонтальные бомбардировщики.

6 авианосцев, на борту которых, помимо прочих самолетов, было 143 B5N2, в апреле 1942 г. предприняли рейд в Индийский океан. 5 апреля они бомбили Коломбо, а 9-го — Тринкомали. 7-8 мая палубные «Кейты» с трех авианосцев участвовали в сражении в Коралловом море. Здесь торпедоносцам вновь представился случай применить свое главное оружие — 8 мая двумя торпедами был поражен авианосец «Лексингтон», впоследствии добитый пикировщиками «Вэл».

3 июня 1942 г. самолеты с «Акага», «Каги», «Хирю» и «Сорю» участвовали в сражении у Мидуэя. Хотя эта битва была проиграна японцами, потерявшими все авианосцы, группа B5N2 с «Хирю» сумела выйти в атаку на «Йорктаун». Две торпеды, попавшие в цель, стали роковыми для американского авианосца.

45 самолетов B5N2, базировавшихся на трех авианосцах, в августе 1942 г. приняли участие в поддержке десанта на Гуадалканале. В битве у о. Санта-Круз 26 октября 1942 г. «Кейты» действовали и как торпедоносцы, и как бомбардировщики, применяя 800-кг бронебойные бомбы. Они добились двух торпедных попаданий в авианосец «Хорнет», впоследствии затонувший.

Бой у о. Санта-Круз стал последним, в котором палубные B5N2 сыграли заметную роль — на смену им шли новые торпедоносцы B6N, а «Кейты» впоследствии действовали, главным образом, с береговых баз. В частности, в феврале 1943 г. они обеспечивали эвакуацию японских войск с Гуадалканала, в апреле участвовали в массированных налетах на объекты на Соломоновых островах и Новой Гвинее. В дальнейшем основной задачей стало противодействие американским десантам: 30 июня 1943 г. «Кейты» с Рабаула атаковали морских пехотинцев на Новой Георгии, 15 августа — на Велья-Лавелья. Потери были весьма ощутимыми — как от зенитного огня, так и от истребителей, но в конце сентября в Рабаул прибыло пополнение — 40 B5N2, снятых с авианосцев. Однако повлиять на ситуацию они не смогли — американцы методично вытесняли противника. 5 ноября 1943 г. Рабаул подвергся удару американской палубной авиации. На поиск авианосцев противника выслали 18 B5N2, вооруженных торпедами. Хотя вернувшиеся экипажи докладывали об уничтожении одного авианосца и повреждении другого, ни одного попадания добиться не удалось. Одна из последних попыток применить «Кейты» в качестве торпедоносцев имела место 17 февраля 1944 г. при отражении рейда американской палубной авиации на о. Трук. 9 B5N2 смогли на малой высоте прорваться к авианосцу «Интрепид», получившему одно попадание торпедой. Но корабль остался на плаву и впоследствии был отремонтирован. 24 июня 1944 г. в ходе битвы за Марианские о-ва 20 «Кейтов», вооруженных торпедами, пытались атаковать один из эскортных авианосцев, но все были сбиты истребителями. В ходе операции «Кикусуй» — массированных атак камикадзе у Окинавы в апреле-мае 1945 г. — B5N2 применялись как самолеты смертников.

Дислоцированные на Хоккайдо и Курилах B5N2 из 553-го кокутая (21 машина) и кокутая «Хокуто» (несколько единиц) приняли участие в войне с СССР. В частности, 10 августа 1945 г. 4 «Кейта» из кокутая «Хокуто» бомбили цели на Камчатке, а 18 августа атаковали советский конвой, потопив тральщик. Вероятно, это был последний боевой вылет «Кейтов» во Второй мировой войне.

Торпедоносец Накадзима B5N оказался весьма удачным самолетом для «первого удара» — внезапного нападения на флот противника, каким и был рейд на Пёрл-Харбор. Он довольно успешно действовал в первые месяцы войны, но как только господство японцев в воздухе пошатнулось, вскрылись недостатки «Кейта» — прежде всего, низкая живучесть и слабость оборонительного вооружения.

Источник - airaces.ru