Накадзима Ки-49 Донрю

Накадзима Ки-49 Донрю

В начале 1938 г. Управление авиации Императорской армии сформулировало требования к новому тяжелому бомбардировщику, предназначенному для замены Ки-21. Предполагалось, что новая машина будет способна действовать в глубине территории противника самостоятельно, без истребительного прикрытия. Поэтому самолет должен был превзойти Ки-21 не только по летным качествам, но и по мощи оборонительного вооружения (предусматривалось наличие 1 20-мм пушки и 5 7,7-мм пулеметов). От перспективного бомбардировщика требовалась максимальная скорость не менее 500 км/ч, дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой (750 кг) — 3000 км, максимальная бомбовая нагрузка — 1000 кг. Предусматривалось протектирование топливных баков и бронезащита рабочих мест экипажа, состоящего из 6 чел. (с возможностью увеличения до 8 чел.). Конкурсные требования были направлены фирмам «Мицубиси» и «Накадзима», причем последняя уже имела определенные наработки — проектирование нового бомбардировщика развернулось на ней сразу после того, как изделие «Накадзимы» Ки-19 проиграло конкурс Ки-21 фирмы «Мицубиси». Именно это опережение по срокам стало определяющим для победы «Накадзимы». Работы велись под руководством Т. Коямы.

fin-73.ru

hobby-rc.ru

При создании чертежей бомбардировщика сделали акцент на хорошей управляемости: была выбрана схема среднеплана с крылом необычно малого удлинения. Такая схема самолета обеспечила хорошую управляемость и маневренность на средних и малых высотах. При этом хорда центроплана была больше, чем хорда консоли сразу за мотогондолой, что позволило разместить в центроплане шесть протектированных топливных баков и снизить общее воздушное сопротивление.

Первый прототип Ки-49.01 с двигателями «Накадзима» Ха-5 Каи (950 л.с.) был облетан в августе 1939 г. Вторая и третья машины, изготовленные к ноябрю 1939 г., получили предусмотренные проектом моторы «Накадзима» Ха-41 (1200 л.с). Испытания прототипов шли вполне успешно, но к концу 1939 г. интерес к самолету упал: с одной стороны, военные были вполне довольны имеющимся на вооружении бомбардировщиком Ки-21, а с другой — ввиду проблем с доводкой истребителя Ки-44 руководство «Накадзимы» перевело на этот проект большинство инженеров, занятых в создании Ки-49.

В течение 1940 г. фирма построила лишь 7 предсерийных Накадзима Ки-49 с моторами Ха-41, а выпуск серийных самолетов начался только в августе 1941 г. В общей сложности до декабря 1943 г. построили 814 самолетов (с учетом прототипов и предсерийных машин): 734 фирмой «Накадзима», 50 -«Тачикава» и 30 — «Мансю». В системе кодов союзников обозначался «Хелен».

Основные модификации самолетов Накадзима Ки-49

Ки-49-I («тяжелый самолет бомбардировщик «Донрю» армейский тип 100, модель 1») -14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Ха-41 (1200 л.с). Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка в верхней башне, 5 7,7-мм пулеметов (по 1 в носовой, хвостовой, нижней и 2 боковых установках). Масса бомбовой нагрузки — 750 кг (максимальная — 1000 кг). Экипаж — 8 чел. С августа 1941 г. по август 1942 г. изготовлено 159 машин, в т.ч. 30 заводом «Мансю» в Маньчжурии. Часть самолетов переоборудована в транспортные Ки-49-I Каи.

Ки-49-IIa («тип 100 модель 2а») — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-109 (1500 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны Ки-49-I. С сентября 1943 г. выпускался вариант Ки-49-IIb, на котором в носовой, хвостовой и нижней установках 7,7-мм пулеметы заменены на 12,7-мм. До декабря 1943 г. выпущено 637 машин (в т.ч. 50 во второй половине 1943 г. фирмой «Тачикава»), часть переоборудована в самолеты камикадзе Ки-49-II Каи с уменьшенным до 2 чел. экипажем, полностью демонтированным стрелковым вооружением и установленным в носовой части зарядом массой 800 кг с взрывателем на штанге.

Ки-49-III — двигатели «Накадзима» Ха-117 (2450 л.с). Стрелковое вооружение — как у Ки-49-IIb. В марте-декабре 1943 г. изготовлено 6 предсерийных машин.

Летно-технические характеристики самолета Ки-49-l

Двигатели: Накадзима Ха-41

мощность, л.с.: 1200

Размах крыла, м.: 20,42

Длина самолета, м.: 16,80

Высота самолета, м.: 4,25

Площадь крыла, кв. м.: 69,33

Масса, кг:

пустого самолета: 6250

нормальная взлетная: 10 250

максимальная взлетная: 10 675

Скорость максимальная, км/ч: 466

Время набора высоты 5000 м, мин: 14’05»

Потолок, м.: 8650

Дальность полета, км:

Нормальная: 2000

Максимальная: 3380

Источник - airaces.ru