Боевое использование в годы войны Кавасаки Ки-48

Боевое использование в годы войны Кавасаки Ки-48

Первой строевой частью, получившей Ки-48, стал 45-й сентай, перевооруженный с Ки-32 во второй половине 1940 г. В конце года часть прибыла в Северный Китай, где привлекалась к противопартизанским действиям. До весны 1941 г. Ки-48 вооружили ещё несколько частей, в т.ч. 65-й, 75-й сентай в Китае, а также 16-й сентай в Корее. К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну армия получила около 350 Ки-48. Полностью или частично такими самолетами были вооружены 7 сентаев — 2 на Формозе, 2 в Манчьжурии, 2 в Индокитае и 1 на Курилах. В середине декабря 1941 г. 8-й и 16-й сентай с Формозы перебросили на Филиппины, где они действовали против американских войск. 75-й и 90-й сентай, дислоцированные в Индокитае, обеспечивали десантные операции в Малйе и захват Сингапура. В конце января 1942 г. обе эти части перебросили в Бирму, где они понесли серьезные потери и вскоре были усилены прибывшим с Филиппин 16-м сентаем.

webavtopro.ru

Все Kawasaki Ki-48 отличались пятнистой камуфляжной окраской

В октябре 1942 г. достигли боеготовности первые два сентая, вооруженные новой модификацией Ки-48-IIa — 34-й и 35. Оба они прошли перевооружение в Пномпене (Камбоджа), а затем воевали на бирманском фронте. Такие же машины получил действовавший в Китае 6-й сентай. В феврале-марте 1943 г. в Рабаул (о. Новая Британия) прибыли из Манчьжурии вооруженные Ки-48 45-й и 208-й сентаи, но их боевая активность была быстро парализована налетами американской авиации. Вскоре эти части перебросили на Новую Гвинею, где в мае 1943 г. к ним присоединился прибывший из Бирмы 34-й сентай, а несколько позже с Суматры — 75-й сентай. В боях на Новой Гвинее участвовали Ки-48 различных модификаций, включая новейшие пикировщики Ки-48-IIb, но все они несли значительные потери. Гораздо легче было в Китае, где на Ки-48-IIa и IIb воевали 6-й, 16-й и 90-й сентаи. В частности, с конца апреля до декабря 1943 г. они участвовали в систематических налетах на Куньмин.

В Бирме интенсивность боевого применения Ки-48 в течение 1943 г. снижалась — сказывалась переброска частей на более важные фронты. Несколько интенсифицировались боевые операции в 1944 г., после прибытия в Индию американских бомбардировщиков Боинг Б-29. Их базы стали целями для ночных рейдов Ки-48 8-го и 35-го сентаев. Но вскоре союзникам удалось организовать надежную ПВО, и части Ки-48 лишились многих самолетов. Также значительными были потери над Новой Гвинеей, что вынудило расформировать ряд сентаев, летавших на Ки-48. К середине 1944 г. значительное число таких самолетов сосредоточили на Филиппинах (12-й, 75-й и 208-й сентаи). Большинство их было потеряно 24 октября 1944 г. в атаках на американский флот вторжения. Для компенсации потерь на Филиппины перебросили с Курил 3-й сентай, а из Китая — 6-й и 16-й сентай. Там они и погибли, потеряв все самолеты в безуспешных попытках остановить продвижение американцев.

После потери Филиппин Kawasaki Ki-48 в небольшом количестве встречались лишь в Бирме и Индокитае, а в метрополии ими вооружили воссозданные 6-й и 208-й сентаи. В апреле-мае 1945 г. их самолеты участвовали в самоубийственных атаках на американские корабли у Окинавы.

После окончания войны несколько десятков Ки-48, захваченных в Нанкине, Пекине и Ханькоу, вошли в состав ВВС Китайской Красной армии — одно время Ки-48 был даже самым многочисленным бомбардировщиком китайских коммунистов. Один самолет этого типа эксплуатировался индонезийскими повстанцами.

Кавасаки Ки-48, несмотря на ряд положительных черт (в первую очередь, хорошую маневренность и управляемость), нельзя признать особо удачным самолетом. Причиной тому — прежде всего заниженные требования заказчика, приведшие к созданию двухмоторного бомбардировщика, не превосходящего по бомбовой нагрузке одномоторные машины. Присущим ему было и традиционное для японцев пренебрежение пассивной защитой (правда, на модификации Ки-48-II этот недостаток удалось частично исправить).

Источник - airaces.ru