Кертис P-40 Томагавк

Кертис P-40 Томагавк

Наиболее массовый и самый известный самолет фирмы «Кертис» периода Второй мировой войны Curtiss P-40 разрабатывался как адаптация планера Р-36 под двигатель жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1710. Прототип ХР-40 (модель 75Р) впервые поднялся в воздух 14 октября 1938 г.

big-soviet.ru

novostivolgodonska.ru

Самолет имел мотор V-1710-9 и вооружение из двух синхронных 12,7-мм пулеметов. В начале 1939 г. самолет выбрали для дальнейших закупок правительством США — хотя он и уступал в высотных характеристиках другим истребителям с турбокомпрессорами, но отличался дешевизной и мог быстро — на год раньше более совершенных моделей — быть запущенным в производство. Впоследствии для выпуска самолётов Р-40 помимо головного предприятия в Сент-Луисе построили ещё два завода в Баффало и Коламбусе.

Лётно-технические характеристики Curtiss P-40

Двигатель: Аллисон V-1710-33

мощность, л.с.: 1150

Размах крыла, м.

Длина самолета, м.: 9,67

Высота самолета, м.: 3,77

Площадь крыла, кв. м.: 21,95

Масса, кг:

пустого самолета: 2446

взлетная: 3087

максимальная взлетная: 3282

Максимальная скорость, км/ч на высоте 4575 м.: 571

Скороподъемность у земли, м/с: 15,7

Практический потолок, м.: 10000

Основные модификации Кертисс P-40

Р-40 — двигатель V-1710-33 (1150 л.с), вооружение дополнено двумя крыльевыми 7,62-мм пулеметами. Выпускался с апреля 1940 г. Для авиакорпуса Армии США поставлено 200 машин.

Н-81А-1 — экспортный вариант. Заказан Францией в количестве 140 машин, но до поражения ни один не поставлен. Заказ передан Великобритании, при этом крыльевые 7,5-мм пулеметы французского образца были заменены 7,7-мм. Получил обозначение «Томагавк» I. Поставки в Великобританию начались в сентябре 1940 г. Впоследствии 16 машин передано СССР.

Р-40В — количество крыльевых 7,62-мм пулеметов увеличено до 4-х. С марта 1941 г. изготовлено 131.

Н-81А-2 — экспортный вариант Р-40В (с 7,7-мм крыльевыми пулеметами). Великобритании поставлено 110 единиц (обозначались как «Томагавк» Mk.IIA), из них 23 впоследствии передано СССР, а 1 — Канаде.

Р-40С — увеличена емкость топливных баков и улучшено их протектирование, а также предусмотрена подвеска 236-л ПТБ под фюзеляжем. С апреля 1941 г. выпущено 193 единицы.

Н-81А-3 — экспортный вариант Р-40С (британское обозначение «Томагавк» Мк.IIB). Произведено для Великобритании 930 машин, из них 195 передано СССР, 100 — Китаю, 6 — Египту и несколько единиц — Турции.

P-40D — двигатель V-1710-39 (1150 л.с), вооружение — 4 12,7-мм пулемета в крыле. Усилено бронирование. Под фюзеляжем возможна подвеска 195-л ПТБ или 227-кг бомбы, под крылом — 6 9,1-кг бомб. В 1941 г. выпущено 22 единицы.

Н-87А-1 — экспортный вариант P-40D. Британское обозначение — «Киттихоук» Mk.I. С мая 1941 г. поставлено 20 машин.

Н-87А-2 — вариант с усиленным вооружением (6 12,7-мм пулеметов). Британское обозначение -«Киттихоук» Mk.I. Поставлено 540 самолетов, из них 72 передано Канаде и 17 — Турции.

Р-40Е — вооружение усилено до 6 крыльевых 12,7-мм пулеметов (боекомплект 281 патрон на ствол). Изготовлено 1120 самолетов

Н-87А-3 и А-4 — экспортный вариант Р-40Е. Британское обозначение «Киттихоук» Mk.lA, американское — Р-40Е-1. Изготовлено 1500, из них часть осталась в США, 163 поставлено в Австралию, 12 в Канаду, 62 — в Новую Зеландию, 6 — в Бразилию.

P-40F «Уорхок» — вариант с двигателем «Паккард» V-1650-1 (лицензионная копия британского «Мерлина») мощностью 1300 л.с. Произведено 1309.

«Киттихоук» Mk.II — экспортный вариант P-40F. Для Великобритании изготовили 140, из них 100 передано СССР, 7 — Свободной Франции.

P-40R-1 — P-40F, получившие при ремонте моторы V-1710-81. Переоборудовано не менее 70.

P-40G — Р-40, получившие при ремонте крыло с 4 12,7-мм пулеметами. В августе-сентябре 1941 г. переоборудовано 44, из них 16 в октябре 1941 г. поставлено в СССР.

Р-40К — двигатель V-1710-73 (1325 л.с). Выпускался с августа 1942 г. Изготовлено 1300 единиц. Поставлялись Великобритании (192 самолета под обозначением «Киттихоук» Mk.lll), Австралии (42), Новой Зеландии (23), Канаде (9), Бразилии (25), а также Китаю.

P-40L — облегченный вариант P-40F. Изготовлено 700, из них 260 поставлено Великобритании (100 под обозначением Киттихоук» Mk.ll и 160 — «Киттихоук» Mk.lll).

P-40R-2 — P-40L, получившие при ремонте моторы V-1710-81. Переоборудовано не менее 53.

Р-40М — вариант, соответствовавший Р-40К, но с мотором V-1710-81 (1200 л.с). С ноября 1942 г. выпущено 600 единиц, из них 264 поставлено в Великобританию («Киттихоук» Mk.lll), 168 — в Австралию, 34 — в Новую Зеландию, 19 — в Бразилию.

P-40N — доработанный и облегченный вариант Р-40М. До ноября 1944 г. изготовлено 5220 самолетов. Поставлялся в Великобританию (586 единиц под обозначением «Киттихоук» Mk.IV), СССР (около 1000, в т.ч. 130 из британского заказа), Австралию (468), Новую Зеландию (172), Канаду (35), Бразилию (41), а также голландским ВВС в Ост-Индии.

Не был внедрен в серийное производство вариант XP-40Q, представлявший собой попытку кардинально улучшить летные качества Р-40 — он все равно уступал Р-51 и Р-47.

В общей сложности было изготовлено 13738 Р-40. Дольше всего они эксплуатировались в Бразилии, где прослужили до 1958 г.

Боевое использование Кертис Р-40

В ВВС Армии США на Р-40 летало около 20 истребительных авиагрупп, а также несколько разведывательных эскадрилий. В частности, на Тихоокеанском ТВД эти самолеты участвовали в боях с самого первого дня войны — они принимали участие в отражении атаки на Перл-Харбор. В стычках с японскими истребителями Мицубиси А6М (Зеро) и Накадзима Ки-43 самолеты Р-40 существенно проигрывали в маневренности, но имели превосходство в огневой мощи. На этом ТВД действовало 7 ИАГ с Р-40, но большинство из них в 1943-1944 гг. были перевооружены на Локхид Р-38 «Лайтнинг». Последней в боях на Филиппинах применяла Р-40 в 1945 г. 71-я тактическая разведывательная группа — её самолеты действовали в качестве передовых авиационных наводчиков.

В Китае на «Томагавках» воевала с конца 1941 г. Американская добровольческая группа («Летающие тигры»). Согласно официальным данным, за 6,5 месяцев её пилоты сбили 297 вражеских самолетов, потеряв в воздушных боях лишь 4 своих. В июне 1942 г. эта группа была включена в состав ВВС Армии США, став 23-й ИАГ, и летала на Р-40 до конца войны. В Бирме и Китае на Р-40 воевали ещё 4 американские ИАГ.

Шесть американских ИАГ действовало на Р-40 на Средиземноморском ТВД — здесь самолеты этого типа применялись до начала 1944 г.

В Королевских ВВС самолеты «Томагавк»/«Киттихоук» состояли на вооружении 18 эскадрилий. Не успев к моменту завершения «битвы за Англию», эти истребители с начала 1941 г. применялись в Северной Африке (первой здесь их получила 112-я АЭ). С октября 1941 г. они использовались, главным образом, в качестве штурмовиков, поскольку противостоять в воздушных боях немецким Мессершмитт Bf 109 им было трудно. Весьма широко на Тихом океане применялись Р-40 Австралией (8 эскадрилий, три из которых летали на Р-40 вплоть до конца войны) и Новой Зеландией (7 АЭ, до 1944 г.). Там же действовала и смешанная (австралийско-голландская) 120-я АЭ. Канадские «Киттихоуки» в 1942 г. участвовали в боях над Алеутскими островами (14-я и 111-я АЭ), а в гораздо более широких масштабах применялись в Северной Африке (414-я и 430-я АЭ). В Северной Африке воевали и две австралийские эскадрильи (3-я и 450-я). В конце 1942 г. самолеты P-40F, переданные американцами, получила группа GC II/5 ВВС Свободной Франции, летавшая на них до середины 1944 г. над Тунисом и Средиземным морем.

Трофейные Р-40 применялись Японией (около 10 Р-40Е в 50-м сентае в Бирме) и Финляндией (1 Р-40М).

Весьма широко применялись Р-40 в СССР. Первым в октябре 1941 г. на «Томагавках» в бой пошел 126-й ИАП (Западный фронт), в ноябре 1941 — январе 1942 гг. такие машины получили три полка, воевавшие под Ленинградом. Весной 1942 г. несколько «Томагавков» при ремонтах оборудовали советскими моторами М-105. Такие самолеты использовал 196-й ИАП. В начале 1942 г. начались поставки «Киттихоуков» — первыми из получили 126-й и 154-й ИАП, затем — 19-й и 20-й ГИАП, а также другие части. С 1943 г. основные поставки Р-40 осуществлялись в полки ПВО.

Большая дальность полета, по сравнению с большинством истребителей советского производства, делала Р-40 идеальным для морской авиации. Первым такие машины в начале 1942 г. получил 2-й смешанный авиаполк ВВС Северного флота. С 1943 г. «Киттихоки» использовали 7-й и 62-й ИАП Черноморского, а также 27-й и 78-й ИАП Северного флотов. Помимо сопровождения бомбардировщиков и прикрытия конвоев, флотские «Киттихоуки» широко применялись в качестве истребителей-бомбардировщиков, действуя как по береговым объектам, так и по кораблям и судам (в последнем случае применялось топмачтовое бомбометание).

В общей сложности, ВВС Красной Армии получили 2134 Р-40 — 247 «Томагавков» и 1887 «Киттихоуков». Ещё 311 самолетов получили ВВС ВМФ. В сумме это составляет 2445 машин, из них 2097 поступило непосредственно из США (в т.ч. 313 Р-40К, 220 Р-40М и 980 P-40N), остальные — реэкспорт из Великобритании. В 1946 г. последние «Киттихоуки» были в СССР сняты с вооружения.

Самолет считался не очень удачным истребителем из-за низкой тяговооруженности. Тем не менее, он отличался прочной и устойчивой к боевым повреждениям конструкцией, а возможность подвески довольно большой бомбовой нагрузки делала его пригодным для применения в качестве истребителя-бомбардировщика.

Источник - airaces.ru