Локхид P-38 Лайтнинг

Локхид P-38 Лайтнинг

Первый боевой самолет фирмы «Локхид», пошедший в серийное производство, стал также первым двухмоторным американским истребителем P-38 «Лайтнинг». Разработка машины осуществлялась под руководством Х.Л. Хиббарда и К. Джонсона в рамках конкурса на двухмоторный высотный перехватчик по спецификации X-608. Для своего самолета конструкторы выбрали оригинальную двухбалочную схему с центральной гондолойЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Боевое использование Brewster F2A Buffalo

Боевое использование Brewster F2A Buffalo

В ВМС США немногочисленные F2A-1 поступили на вооружение эскадрильи VF-3, a F2A-2, помимо истребительных эскадрилий VF-2 и VF-3, эксплуатировались и разведывательной VS-201

Основные модификации Локхид P-38 Лайтнинг

Основные модификации Локхид P-38 Лайтнинг

Р-38 — двигатели V-1710-27/29 (1050 л.с). Вооружение — 1 37-мм пушка «Олдсмобил» (боекомплект 15 снарядов), 4 12,7-мм пулемета (500 патронов на ствол). Построено 30 самолетов

Почта - posta2saita@mail.ru

Норт Америкэн B-25 Митчелл

Норт Америкэн B-25 Митчелл

Двухмоторный средний бомбардировщик North American B-25 «Mitchell» был разработан под руководством X. Эванса. Машина прошла длинную эволюцию до момента принятия на вооружение

Боевое использование Норт Америкэн Б-25

Боевое использование Норт Америкэн Б-25

Поставки B-25 в строевые части начались в феврале 1941 г. К концу сентября удалось полностью перевооружить первую группу -17-ю БГ. С декабря 1941 г. её привлекли для патрулирования

Дуглас DB-7/A-20 Хэвок

Дуглас DB-7/A-20 Хэвок

В марте 1936 г. на фирме «Нортроп» в инициативном порядке под руководством Э. Хайнемана началось проектирование двухмоторного штурмовика под обозначением «модель 7А»

Боевое использование самолётов Дуглас А-20 Бостон

Боевое использование самолётов Дуглас А-20 Бостон

В ВВС Армии США поставки Дуглас А-20А в строевые части начались весной 1941 г. В 1942 г. началось развертывание групп «Бостонов» в Великобритании. Первой прибыла 15-я бомбардировочная АЭ

Рипаблик P-47 Тандерболт

Рипаблик P-47 Тандерболт

Republic P-47 «Тандерболт» («Громобой») — самый массовый американский истребитель всех времен — результат последовательной эволюции конструкции от Р-35 через Р-43.

Норт Америкэн P-51 Мустанг

Норт Америкэн P-51 Мустанг

North American P-51 «Mustang», считающийся лучшим американским истребителем Второй мировой войны, а по массовости уступающий только «Тандерболту», был спроектирован под руководством

Кертис P-40 Томагавк

Кертис P-40 Томагавк

Наиболее массовый и самый известный самолет фирмы «Кертис» периода Второй мировой войны Curtiss P-40 разрабатывался как адаптация планера Р-36 под двигатель жидкостного

Белл P-63 Кингкобра

Белл P-63 Кингкобра

Самолет Bell P-63 «Kingcobra» стал единственным из всех одномоторных армейских истребителей США, начатых разработкой после Перл-Харбора, который был внедрен в серийное

Белл Р-39 Аэрокобра

Белл Р-39 Аэрокобра

Истребитель Р-39 «Аэрокобра» — яркий пример тех самолетов, что на бумаге выглядят как мировой прорыв, а на практике оказываются неудачниками. Имевший необычную компоновку

Броня и вооружение Белл Р-39 Аэрокобра

Броня и вооружение Белл Р-39 Аэрокобра

Первый Р-39С (40-2971) взлетел в январе 1941 г. К этому времени, однако. после изучения боевых донесений из Европы, армия решила, что «Аэрокобра» недостаточно защищена

Использование Р-39 Аэрокобра в ВВС стран-союзников

Использование Р-39 Аэрокобра в ВВС стран-союзников

В течение 1943 г. Р-39 быстро заменялся в частях ВВС США, но продолжал поступать в ВВС многих стран-союзников. Долгое время наиболее важным оставалось оснащение истребительных

Накадзима A6M2-N

Накадзима A6M2-N

В 1940 году, готовясь к широкомасштабной войне на Тихом океане, Управление авиации Императорского флота Японии признало необходимым создать поплавковый истребитель, предназначавшийся

Боевое использование гидросамолетов Nakajima A6M2-N в годы Второй мировой войны

Боевое использование гидросамолетов Nakajima A6M2-N в годы Второй мировой войны

Боевой дебют A6M2-N состоялся на Алеутских островах — в начале июля 1942 г. на о. Кыска доставили 6 таких гидропланов из состава кокутая «Токо». 11 июля они добились первой победы

Накадзима E8N

Накадзима E8N

В 1933 г. Управление авиации Императорского флота выдало техническое задание на корабельный катапультный разведчик, призванный сменить самолет «Накадзима» E4N2.

Боевое использование Накадзима E8N

Боевое использование Накадзима E8N

Самолеты Nakajima E8N2 начали поступать на вооружение авиации Императорского флота с 1936 г. Такими машинами вооружили линкоры «Фусо», «Исэ», «Харуна», «Хиуга», «Конго»

Мицубиси F1M

Мицубиси F1M

Предвоенная концепция применения корабельных катапультных самолетов, принятая в Императорском японском флоте, предусматривала наличие сразу трех подклассов таких гидропланов

Боевое применение поплавковых гидросамолетов Мицубиси F1M

Боевое применение поплавковых гидросамолетов Мицубиси F1M

История службы F1M2 тесно переплетается с историей корабельного разведчика Е13А1 — самолеты этих типов часто входили в состав одних и тех же авиачастей, базируясь на тех же кораблях

Каваниси N1K1 Кефу

Каваниси N1K1 Кефу

Проектирование велось в соответствии с заданием 15-Си с 1940 г. под руководством С. Кикухары. Требовалось создать гидросамолет, не уступающий по основным летным качествам

Боевое использование поплавкового истребителя Каваниси N1K1

Боевое использование поплавкового истребителя Каваниси N1K1

Ввиду небольшого количества построенных машин, гидроистребители N1K1 «Кефу» нашли довольно ограниченное применение. По нескольку таких самолетов распределили среди дислоцированных

Каваниси H8K

Каваниси H8K

Серийное производство летающей лодки Н6К ещё только начиналось, а в Управлении авиации Императорского флота уже задумывались об его замене. Появление у потенциальных

Основные модификации Каваниси H8K

Основные модификации Каваниси H8K

Каваниси Н8К1 («летающая лодка морской тип 2 модель 11») — двигатели «Касей» 11 (1500 л.с.) либо «Касей» 12 (1530 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки «тип 99 модель 1»

Боевое использование гидросамолетов Каваниси H8K в годы Второй мировой войны

Боевое использование гидросамолетов Каваниси H8K в годы Второй мировой войны

Поставки Н8К.1 в строевые части начались в феврале 1942 г. Гидросамолеты этой модификации поступили в два кокутая — смешанный инструкторско-исследовательский «Йокосука»

Каваниси H6K

Каваниси H6K

В 1932 г. фирма «Каваниси» получила тактико-технические требования 8-Си к «морской экспериментальной большой летающей лодке», предусматривающие проектирование гидросамолета-моноплана

Боевое использование гидропланов Каваниси H6K

Боевое использование гидропланов Каваниси H6K

Первые Н6К1 были переданы в строевые части уже в феврале 1938 г. В том же году началось поступление машин Н6К2. Обе модификации использовались исключительно для освоения

Каваниси Е15К Сиюн

Каваниси Е15К Сиюн

В середине лета 1939 г. Управление авиации выдало фирме «Каваниси» заказ на разработку нового корабельного катапультного разведчика. Самолет, требования к которому определялись спецификацией 14-Си

Боевое использование Каваниси Е15К Сиюн

Боевое использование Каваниси Е15К Сиюн

Ввиду ограниченного объема выпуска японский гидрсамолет «Сиюн» не нашел широкого применения. Достоверно известно об отправке шести Е15К1 на остров Палау в южной части Тихого

Каваниси E7K

Каваниси E7K

В феврале 1932 г. японское Управление авиации выпустило тактико-технические требования 9-Си к новому корабельному катапультному гидросамолету, предназначенному для замены

Боевое использование гидросамолётов Каваниси E7K в годы Второй мировой войны

Боевое использование гидросамолётов Каваниси E7K в годы Второй мировой войны

Самолеты E7K1/Е7К2 в конце 30-х гг. стали основными корабельными разведчиками Императорского японского флота. Они несли службу на не менее чем 15 крейсерах: «Микума

Йокосука K5Y2/3

Йокосука K5Y2/3

В 1931 г. специалисты 1-го морского авиационно-технического арсенала Японии создали учебный биплан смешанной конструкции — «переходный тренировочный самолет морской тип 91».

Йокосука K4Y

Йокосука K4Y

Одномоторный двухместный учебный биплан Йокосука K4Y представлял собой гидросамолет на двухпоплавковом шасси. Разработан в 1930 г. на 1-м морском авиационно-техническом

Йокосука E14Y Glen

Йокосука E14Y Glen

Начало реализации в 1937 г. новой обширной программы развития японского подводного флота, известной как «Оцу 3», обусловило необходимость создания нового разведывательного гидросамолета

Боевое использование гидропланов Йокосука E14Y в годы войны

Боевое использование гидропланов Йокосука E14Y в годы войны

Гидросамолеты E14Y1 поступали на вооружение крейсерских подводных лодок с 1941 г. В применении они оказались гораздо удобнее предшественников: с момента всплытия подводной лодки

Йокосука H5Y

Йокосука H5Y

Двухмоторная летающая лодка Yokosuka разрабатывалась конструкторами 1-го морского авиационно-технического арсенала Японии в соответствии с требованиями 9-Си.

Боевое использование в годы Второй мировой войны

Боевое использование в годы Второй мировой войны

С 1940 г. летающие лодки Yokosuka H5Y1 поступали на вооружение базовых кокутаев авиации Императорского японского флота. В качестве боевых они служили очень недолго и вскоре были

Ватанабэ E9W

Ватанабэ E9W

В январе 1934 г. Императорский японский флот выпустил требования к разведывательному гидросамолету, способному базироваться на новых крейсерских подводных лодках типа J-3

Боевое использование гидросамолетов Ватанабэ E9W в годы Второй мировой

Боевое использование гидросамолетов Ватанабэ E9W в годы Второй мировой

Ввод в строй самолетов E9W1 несколько задержался в связи с отставанием сроков постройки крейсерских подлодок. Первыми их получили субмарины 1-7 и 1-8, что позволило к 1937 г

Аичи H9A

Аичи H9A

В январе 1940 г. Управление авиации выдало требования к двухмоторной учебной летающей лодке — переходной машине для подготовки пилотов новых четырехмоторных гидропланов «Каваниси»

Боевое применение гидросамолётов Аичи Н9А во Второй мировой войне

Боевое применение гидросамолётов Аичи Н9А во Второй мировой войне

Поставки серийных летающих лодок Н9А1 начались в мае 1942 г. Применялись они в соответствии с главным предназначением — то есть как учебные, но с 1943 г. начали использоваться

Аичи Е16А Цуюн

Аичи Е16А Цуюн

Неразбериха и путаница, сопровождавшие создание корабельного разведчика Е13А1, повторилась и при разработке машины, призванной прийти ему на замену. В 1939 г., ещё до внедрения Е13А1

Боевое использование гидросамолётов Аичи Е16А в годы Второй мировой войны

Боевое использование гидросамолётов Аичи Е16А в годы Второй мировой войны

Одной из первых частей, получивших серийные «Цуюны», стал 634-й кокутай, сформированный в марте 1944 г. Он предназначался для линкоров «Исе» и «Хиуга», переоборудованных

Аичи Е13А

Аичи Е13А

История создания гидросамолета Aichi E13A служит хорошей иллюстрацией путаницы и неразберихи, порой царившей в авиационной отрасли Японии. В сентябре 1937 г.

Боевое использование гидросамолетов Аичи E13A в годы Второй мировой войны

Боевое использование гидросамолетов Аичи E13A в годы Второй мировой войны

С 1940 г. гидросамолеты Е13А1 служили на крупных артиллерийских кораблях Императорского японского флота — линкоре «Харуна», крейсерах «Атаго», «Тикума», «Кинугаса», «Кумано»

Аичи Е11А

Аичи Е11А

Специализированный ночной корабельный разведчик Аичи Е11А разрабатывался в соответствии с требованиями 11-Си, выданными в 1936 г. Проект фирмы «Аичи», разработанный под руководством

Боевое использование летающих лодок Аичи Е11А1

Боевое использование летающих лодок Аичи Е11А1

Сведения о боевом применении гидросамолетов E11А1 довольно скупы и преимущественно сводятся к констатации факта, что такие машины применялись с борта некоторых крейсеров

Накадзима B6N Тэндзан

Накадзима B6N Тэндзан

В 1939 г., практически одновременно с созданием усовершенствованного варианта палубного торпедоносца B5N — самолета B5N2 — Управление авиации Императорского флота инициировало

Использование Накадзима B6N Тэндзан в годы Второй мировой

Использование Накадзима B6N Тэндзан в годы Второй мировой

Поставки B6N1 в строевые части начались летом 1943 г. В первую очередь их получали три кокутая, приписанных к авианосцам — 601-й, 652-й и 653-й. В связи с угрозой высадки

Накадзима B5N

Накадзима B5N

В 1935 г. Управление авиации Императорского флота выпустило спецификацию 10-Си, отражавшую требования к перспективному палубному торпедоносцу-бомбардировщику.

Боевое использование Накадзима B5N в годы Второй мировой войны

Боевое использование Накадзима B5N в годы Второй мировой войны

Но их боевой дебют состоялся не в роли торпедоносца, а в амплуа бомбардировщика берегового базирования. В середине 1940 г. 9 таких самолетов прибыло в состав воевавшего

Мицубиси Ки-30 Нагойя

Мицубиси Ки-30 Нагойя

Одномоторный легкий бомбардировщик Mitsubishi Ki-30 разрабатывался в соответствии с требованиями, подготовленными в мае 1936 г. — теми же, по которым создавался самолет Кавасаки Ки-32

Боевое использование самолетов Мицубиси Ки-30

Боевое использование самолетов Мицубиси Ки-30

Войсковые испытания Ки-30 проходил в 8-м сентае в Китае. Первой частью, полностью вооруженной новыми самолетами, стал 6-й сентай, действующий в Корее и Северном Китае

Мицубиси G4M

Мицубиси G4M

В сентябре 1937 г., практически сразу же после начала войны с Китаем, Управление авиации Императорского флота Японии издало спецификацию 12-Си к новому двухмоторному

Служба и боевое использование в годы Второй мировой самолетов Мицубиси G4M

Служба и боевое использование в годы Второй мировой самолетов Мицубиси G4M

Первой частью, получившей самолеты G4M1, стал кокутай «Такао», дислоцированный на Формозе. 25 июня 1941 г. часть, располагавшую 27 новыми бомбардировщиками, передислоцировали

Накадзима Ки-49 Донрю

Накадзима Ки-49 Донрю

В начале 1938 г. Управление авиации Императорской армии сформулировало требования к новому тяжелому бомбардировщику, предназначенному для замены Ки-21.

Боевое использование самолетов Накадзима Ки-49

Боевое использование самолетов Накадзима Ки-49

До момента вступления Японии во Вторую мировую войну самолеты Ки-49 ещё не успели поступить в строевые части — до 31 декабря 1941 г. было выпущено только 29 машин

Мицубиси B5M

Мицубиси B5M

Одномоторный палубный торпедоносец-бомбардировщик Мицубиси B5M разрабатывался на конкурс по той же спецификации 10-Си, что и «Накадзима» B5N. Машина была более консервативной

Служба и боевое применение во Второй мировой войне

Служба и боевое применение во Второй мировой войне

Самолеты B5M1 применялись лишь в кокутаях берегового базирования. Они участвовали в боевых действиях японских ВВС в Китае и Юго-Восточной Азии, но к 1942 г. были выведены

Аичи M6A Сейран

Аичи M6A Сейран

Одномоторный поплавковый гидросамолет-бомбардировщик, предназначенный для базирования на подводных лодках Аичи M6A «Сейран» проектировался с мая 1942 г. в соответствии

Йокосука P1Y Гинга

Йокосука P1Y Гинга

Двухмоторный скоростной бомбардировщик берегового базирования Йокосука P1Y «Гинга» разрабатывался с 1940 г. по спецификации 15-Си под фирменным обозначением Y-20

Боевое использование P1YГинга в годы Второй мировой

Боевое использование P1YГинга в годы Второй мировой

Несмотря на начало серийного выпуска и принятие на вооружение, внедрение «Гинга» в авиацию Императорского флота шло очень медленно. Дебютировав в июне 1944 г. в ходе сражения

Кавасаки Ки-48

Кавасаки Ки-48

Двухмоторный легкий бомбардировщик Кавасаки Ки-48 разрабатывавался под влиянием советского скоростного бомбардировщика СБ, с которым японцы столкнулись в Китае в 1937 г

Основные модификации самолетов Кавасаки Ки-48

Основные модификации самолетов Кавасаки Ки-48

Ки-48-Ia («двухмоторный легкий бомбардировщик армейский тип 99 модель 1А») — двигатели Ха-25 (970 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (по 1 в носовой, верхней

Боевое использование в годы войны Кавасаки Ки-48

Боевое использование в годы войны Кавасаки Ки-48

Первой строевой частью, получившей Ки-48, стал 45-й сентай, перевооруженный с Ки-32 во второй половине 1940 г. В конце года часть прибыла в Северный Китай, где привлекалась

Кавасаки Ки-32

Кавасаки Ки-32

Одномоторный легкий бомбардировщик Кавасаки Ки-32 разрабатывался с мая 1936 г. под руководством И. Имаси и С. Ота для замены самолета Ки-3. К машине предъявлялись такие требования

Боевое использование самолетов Кавасаки Ки-32

Боевое использование самолетов Кавасаки Ки-32

Самолеты Ки-32 применялись, главным образом, в ходе боев в Китае во время японо-китайской войны. Они поступили на вооружение 3-го, 6-го, 10-го, 35-го, 45-го, 65-го и 75-го сентаев

Аичи D1A

Аичи D1A

Палубный пикирующий бомбардировщик Аичи D1A представлял собой биплан цельнометаллической конструкции (с полотняной обшивкой плоскостей) и неубирающимся шасси.

Боевое использование бипланов Аичи D1A

Боевое использование бипланов Аичи D1A

Самолеты D1A, вопреки своему предназначению, применялись, главным образом, не с авианосцев, а с береговых аэродромов. Их вступление в строй совпало с началом в 1937 г.

Накадзима Ки-44 Секи

Накадзима Ки-44 Секи

В 30-е гг. основным качеством для истребителей Императорской армии считалась высокая маневренность — даже в ущерб скорости. Самолет Ки-44 в этом отношении был нетипичным

Боевое использование Накадзима Ки-44

Боевое использование Накадзима Ки-44

Для испытаний Ки-44 сформировали специальную часть — 47-й чутай (отдельную АЭ), в состав которого передали все предсерийные машины и три прототипа. В декабре 1941 г. он

Накадзима Ки-43 Хаябуса

Накадзима Ки-43 Хаябуса

Истребитель Ки-43 «Сапсан», предназначенный для замены в перспективе Ки-27, только что принятого на вооружение, фирма «Накадзима» начала разрабатывать в декабре 1937 г

Основные модификации Накадзима Ки-43

Основные модификации Накадзима Ки-43

Ки-43 IA («истребитель армейский тип 1 модель 1а») — двигатель Ха-25 (950 л.с). Вооружение — 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 89». Под центропланом возможна подвеска

Боевое использование истребителей Накадзима Ки-43

Боевое использование истребителей Накадзима Ки-43

В середине 1941 г. первые «Хаябусы» начали поступать в войска — в 59-й и 64-й сентаи. В составе этих частей Ки-43 в декабре 1941 г. дебютировали в бою при захвате Малайи

Накадзима J1N Гекко

Накадзима J1N Гекко

Самолет задумывался как истребитель сопровождения, предназначенный для обеспечения действий бомбардировщиков берегового базирования. Необходимость такой машины остро

Основные модификации самолетов Накадзима J1N Гекко

Основные модификации самолетов Накадзима J1N Гекко

J1N1-C (впоследствии J1N1-R) «морской тип 2 самолет-разведчик модель 11» — первый серийный вариант. Двигатели «Сакае» 21 (1130 л.с). Несколько первых самолетов имели

Накадзима C6N1-SСаюн

Накадзима C6N1-SСаюн

Одна из многочисленных попыток конвертировать в ночные истребители всех самолетов, сколь-нибудь годящихся для этой цели привела к появлению «Неуловимого облака» — самолета